ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Воспитание
экологической активности учащихся Слуцкого района через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор»
Сроки реализации: 2014- 2015 учебный год
|
Проект составили: Коледа Тамара Анатольевна, директор; Данильченко О.А., заведующий отделом 223610, г. Слуцк, ул. М.Богдановича, 134-а тел.: 8(01795) 66916; e-mail: Slutsk-ecolog@/tut.by |
Слуцк, 2013
Концепция проекта
В 2004 году педагогами ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» (далее Центр) было создано Слуцкое районное отделение общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны». ОО «АПБ» - эта республиканская организация, которая действует с 1998 года и работает ради сохранения разнообразия видов и экосистем в Беларуси путем присоединения населения к активной охране природы. Одной из основных задач, которые решает организация, является поощрение населения к практическим действиям по сохранению биоразнообразия, в особенности диких птиц и природных территорий, повышение экологического сознания населения.
В 2005 году обучающиеся Центра стали членами первых детских орнитологических клубов «Крылатый дозор» в Слуцком районе. Сегодня действует уже 20 таких клубов (6 – в Центре, 6 – в учреждениях образования города, 8 – в сельских учреждениях образования), и объединяют они более 500 учащихся.
Основная цель и задачи клубов – вовлечение школьников в общественно-полезную природоохранную деятельность, изучение разнообразия орнитофауны Беларуси, обмен опытом по осуществлению практической природоохранной деятельности. С 2005 года клубная работа стала частью образовательного процесса Центра. Сегодня клубы «Крылатый дозор» выступают как организационные и координационные центры природоохранных проектов, акций, интересных массовых мероприятий по основному направлению своей деятельности – орнитологии. Разработано положение о районном клубе «Крылатый дозор», у юных «дозоровцев» есть членская карточка, эмблема, значок.
За 8 лет своей работы члены клубов «Крылатый дозор» сделали немало добрых дел, провели ряд акций и мероприятий, реализовали несколько местных экологических мини-проектов. Благодаря активной природоохранной деятельности педагогов-экологов и юных орнитологов Слуцкое районное отделение в 2014 году уже в 4-ый раз подряд было отмечено дипломом 3-ей степени в республиканском конкурсе ОО «АПБ» на лучшее отделение.
Однако заниматься сегодня экологическим образованием непросто, нужны современные подходы, инновационные методы и технологии. Только совместными усилиями со всеми заинтересованными можно заложить в наших детях ту экологическую культуру, которая станет основой базовой культуры современной личности. В районе накоплен немалый опыт клубной работы, которую курирует Центр. Для активизации содержания организационных форм, методов и приемов экологического воспитания, внедрения современных технологий, педагогического и социального взаимодействия в работе с орнитологическими клубами учреждений образования района у администрации Центра возникла необходимость в разработке и реализации проекта, который бы вывел клубную деятельность в Слуцком районе на новый современный уровень. В творческую группу по реализации проекта войдут все руководители детских орнитологических клубов Слуцкого района со своими воспитанниками.
Цель проекта - содействовать формированию единого клубного образовательного пространства Слуцкого района в 6-ой школьный день.
Достижение данной цели предполагается решением следующих задач:
- Организационно-содержательное наполнение интерактивной эколого-биологической деятельностью шестого дня недели;
- Создание условий для позитивной деятельности детских клубных объединений;
-Увеличение процента участия самих детей и подростков в эколого-просветительном образовательном процессе;
- Реализация сотрудничества с учреждениями образования района, общественными природоохранными организациями;
- Воспитание экологической ответственности и становление активной жизненной позиции учащихся.
Участие в проекте позволит членам клубов и их руководителям поближе познакомиться с единомышленниками, освоить новые интерактивные формы экологической клубной деятельности. Клубные встречи планируется проводить на базе Центра в интерактивной форме небольшими группами (по 2-3 клуба). Таким образом, к концу реализации проекта педагоги - руководители клубов смогут на практике отработать интерактивные методики и механизмы организации и проведения запланированных экологических мероприятий (орнитологических праздников, мастер-классов, деловых игр, экскурсий, презентаций, акций). Участие в проекте будет интересным и полезным тем педагогам, кого волнуют инновационные технологии и современные пути формирования экологического сознания, кто занимается клубной работай со школьниками в сфере экологии. Так, как среди руководителей клубов Слуцкого района достаточно много педагогов, которые не имеют специального биологического образования, то проект призван также помочь им овладеть современными базовыми компетенциями эколога, как руководителя детского объединения. Клубы в своей работе придерживаются календарного плана мероприятий ОО «АПБ», который носит сезонный природоохранный характер, поэтому при разработке календарного плана мероприятий проекта эта особенность учитывалась в первую очередь.
В силу того, что субботний день уже давно является неотъемлемой частью экологического образовательного пространства Слуцкого района, а участники проекта представлены 15 учреждениями образования, которые достаточно удалены друг от друга, было бы логически правильно сделать проект субботним проектом. Участники проекта в субботний день реализуют ряд интересных мероприятий, которые будут только способствовать содержательному наполнению 6-го школьного дня недели, так как работа проекта направлена на создание атмосферы, где взаимодействуют игра, фантазия и творчество юных экологов с современными педагогическими методиками. В процессе реализации проекта педагоги научат ребят дружбе и сотрудничеству, постараются сформировать нравственные понятия, ценностные ориентации и привить дружественное отношение к природе. Тем самым будут созданы предпосылки для успешной деятельности детских клубных объединений в районе. Работа по реализации проекта именно в 6-ой школьный день будет способствовать так же увеличению процента участия в воспитательном процессе самих детей и подростков через различные интерактивные формы и методы экологической работы. Наш субботний экологический проект отражает взаимодействие различных образовательных структур района с экологическим Центром. Это деятельность педагогов-экологов Центра, деятельность клубов, педагогов школ района, общественных организаций и природоохранных структур, что способствует привлечению школьников к участию в активных формах экологической деятельности.
Данная модель проекта предусматривает возможности для активизирования занятости учащихся и педагогов в 6-ой день недели на основе общих клубных интересов (экологических и природоохранных), для привлечения к клубным занятиям максимального количества мотивированных учащихся с целью расширения экологического образовательного пространства Слуцкого района. Субботний клубный проект в экологическом Центре на протяжении 2014-2015 учебного года должен стать частью целостной воспитательной системы в образовательном пространстве Слуцкого района, основными аспектами которой является включение учащихся в активную общественную жизнь, осознание ими основной социальной роли человека как части природы, он так же призван помочь воспитывать у ребят привычку к содержательному досугу, вовлечь их в творческую и социально-значимую экологическую деятельность.
Проектная документация
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» ____________ Т.А.Коледа «___» __________ 2014 г. печать |
ПРОГРАММА
реализации субботнего клубного экологического проекта
«Воспитание экологической активности учащихся Слуцкого района через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор»
Сроки реализации: 2014-2015 учебный год
I этап – подготовительно-организационный Задача: создание условий для успешной реализации субботнего клубного экологического проекта |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Форма |
Результат |
||
Формирование творческой группы по реализации проекта
|
Мозговой штурм (или другие формы интерактивного характера) |
Определение состава творческой группы. Распределение обязанностей в группе |
|||
Разработка субботнего клубного экологического проекта (СКЭП) |
Установочная конференция (с участием консультанта проекта и специалиста по экологическому образованию общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны ) |
СКЭП |
|||
Обучение руководителей клубов интерактивным методам и приемам |
Обучающий семинар-практикум, мастер-класс, индивидуальное консультирование |
Алгоритмы реализации интерактивных экологических методов и приемов в клубной работе |
|||
Выбор руководителями клубов - участниками творческой группы - тем индивидуальных разработок мероприятий с использованием методов и приемов интерактивного обучения в рамках реализации проекта
|
Семинар |
Темы индивидуальных разработок мероприятий с использованием методов интерактивного обучения |
|||
Форма представления результата о реализации субботнего проекта на I этапе – отчет, приложения к отчету в виде таблиц. |
|||||
II этап – практико-ориентированный Задача: реализация субботнего клубного проекта |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Форма |
Результат |
||
5. |
Проведение основных мероприятий проекта с внедрением интерактивных методов и приемов |
Мероприятия проекта с использованием методов интерактивного обучения (семинар, мастер-класс, экологический турнир, праздник, виртуальная экскурсия, круглый стол) |
Индивидуальные разработки клубных занятий, мероприятий |
||
6. |
Диагностика затруднений руководителей клубов– участников творческой группы – по внедрению в практику клубной работы интерактивных методов и приемов |
Круглый стол |
Информация о затруднениях и потребностях руководителей клубов во время работы в проекте |
||
7. |
Представление индивидуального опыта реализации мероприятий проекта |
Открытые мероприятия |
Обогащение знаний по использованию в организации клубной работы интерактивных методов и приемов |
||
Форма представления результата реализации педагогического проекта на II этапе |
|||||
Отчет, приложения к отчету в виде сценарных разработок, описаний используемых методов и приемов интерактивного обучения, фотоотчет. |
|||||
|
|||||
III этап –заключительно- презентационный Задача: систематизация и обобщение результатов деятельности по реализации проекта, подготовка к защите проекта |
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Форма |
Результат |
||
8 |
Анализ деятельности по реализации проекта в соответствии с целями и задачами проекта с учетом положительных и отрицательных результатов. |
Научно - методическая конференция |
Итоговый теоретический отчет |
||
9. |
Оформление фотоотчета по мероприятиям проекта |
Вернисаж |
Фотоотчет |
||
10. |
Представлениеразработок мероприятий |
Семинар-практикум, выставка |
Сценарные разработки мероприятий, реализуемых в рамках проекта |
||
11. |
Подготовка плана и материалов публичной защиты проекта |
Семинар-практикум |
Презентация проекта, приложения к отчету |
||
12. |
Оформление результатов реализации проекта |
Семинар-практикум |
Тематическая папка |
||
13. |
Описание опыта реализации проекта |
Деловая игра |
Примерный текст |
||
14. |
Защита проекта, обмен опытом |
Мероприятия районного, областного, республиканского уровней (конференции, педагогические чтения и т.д.) |
Презентация проекта |
||
Форма представления итогового результата реализации субботнего клубного экологического проекта на III этапе |
|||||
Итоговый отчет с приложениями, м/м презентация, статья в СМИ, тематическая папка |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» _____________ Т.А.Коледа «___» ________ 2014 г. печать |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
реализации субботнего клубного экологического проекта
«Воспитание экологической активности учащихся Слуцкого района через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор»
на 2014/2015 учебный год
1.Подготовительно-организационный этап Задача: создание условий для успешной реализации субботнего клубного экологического проекта |
|||||
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
||
Формирование творческой группы по реализации проекта
|
Август 2014г. |
Коледа Т.А., директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», руководители клубов УО Слуцкого района |
|||
Разработка субботнего клубного экологического проекта (СКЭП) |
Сентябрь 2014г. |
Творческая группа по реализации проекта
|
|||
Обучение руководителей клубов интерактивным методам и приемам |
Сентябрь 2014г. |
Творческая группа по реализации проекта
|
|||
Выбор руководителями клубов - участниками творческой группы - тем индивидуальных разработок мероприятий с использованием методов и приемов интерактивного обучения в рамках реализации проекта |
Сентябрь 2014г. |
Руководители клубов УО Слуцкого района
|
|||
2.Практико-ориентированный этап Задача: реализация субботнего клубного проекта |
|||||
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7
6.
7. |
Проведение основных мероприятий проекта с внедрением интерактивных методов и приемов: -Семинар «Прощай, товарищ-птица!;
- Мастер-класс «Орнитологическая мастерская»;
- Экологический турнир «Зимующие птицы»;
-Акция «Птицы на кормушке»;
-Районный день клубов «Крылатый дозор»;
- Праздник «Птица года»;
-Виртуальная экскурсия «Живая весна»;
Диагностика затруднений руководителей клубов– участников творческой группы – по внедрению в практику клубной работы интерактивных методов и приемов;
Представление индивидуального опыта реализации мероприятий проекта |
Октябрь, 2014г
Ноябрь, 2014г
Декабрь, 2014г
Январь, 2014г
Февраль, 2015г.
Март, 2015г
Апрель, 2015г
По мере необходимости
1 раз в месяц
|
Валетко Ж.А., учитель начальных классов ГУО «СШ №9 г.Слуцка», Начина Н.В., педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»;
Вишневская Е.Н., методист ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», Журавлевич Ж.В. , учитель начальных классов ГУО «СШ №10 г.Слуцка»;
Горбач Е.И, воспитатель ГПД ГУО «СШ №13 г.Слуцка», Данильченко О.А. , заведующий отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»;
Немкович С.В., эколог ГУО «Гацуковская СШ», Мазай Т.А., педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»;
Данильченко О.А. , заведующий отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», руководители клубов УО Слуцкого района
Черноус Н.И., учитель биологии ГУО «Гимназия №1 г.Слуцка», Прокопук Н.Н., педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»;
Коледа Т.А. директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», Пац В.В., учитель биологии ГУО «Октябрьская БШ»;
|
||
3.Заключительно- презентационный этап Задача: систематизация и обобщение результатов деятельности по реализации проекта, подготовка к защите проекта |
|||||
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. |
Анализ деятельности по реализации проекта в соответствии с целями и задачами проекта с учетом положительных и отрицательных результатов;
Оформление фотоотчета по мероприятиям проекта;
Представление разработок мероприятий;
Подготовка плана и материалов публичной защиты проекта;
Оформление результатов реализации проекта
Описание опыта реализации проекта
Защита проекта, обмен опытом
|
Май , 2015г
Май, 2015г
Май, 2015г.
Май, 2015г
Май, 2015г
Май, 2015г
Май, 2015г
|
Коледа Т.А., директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», руководители клубов УО Слуцкого района
Творческие мини-группы
Творческие мини-группы
Данильченко О.А., зав.отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»
Данильченко О.А., зав.отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ Творческие мини-группы Данильченко О.А., зав.отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ Творческие мини-группы
Коледа Т.А., директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», Данильченко О.А., зав.отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ.
|
Характеристика кадрового и материально-технического обеспечения проекта
Кадровое обеспечение.
В реализации проекта участвуют: администрация ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» (3 человека - директор, методист, зав.отделом), педагоги дополнительного образования Центра – руководители клубов «Крылатый дозор» (4 человека, из которых 2 педагога имеют первую квалификационную категорию, 2 - молодые специалисты без категории), 12 учителей учреждений образования района (5 –учителей начальной школы, 6 учителей биологии, 1 учитель русского языка и литературы), воспитатель группы продленного дня учреждения образования города, эколог сельской школы, учащиеся учреждений образования района – члены клубов «Крылатый дозор» Слуцкого района в количестве 508 человек в возрасте от 8 до 14 лет.
Подбор и расстановка кадров в мини-группы осуществляется администрацией Центра по согласованию с участниками. Перед началом работы проводится установочная конференция и семинар для всех взрослых участников проекта, где формируются мини-группы и определяются интерактивные формы мероприятий. Все этапы проекта проходят на базе Центра. Педагоги - руководители клубов несут персональную ответственность за жизнь и здоровье детей – участников основного этапа проекта.
Для работы в проекте также привлекаются специалисты по экологическому образованию и орнитологи ОО «АПБ», сотрудники Слуцкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Методическое обеспечение.
1.Наличие плана и программы проекта, планов отдельных мероприятий, которые проводятся в интерактивной форме;
2.Проведение установочных мероприятий;
3.Подбор методических материалов для организации работы по интерактивным экологическим методикам;
4.Проведение консультаций;
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
1.Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной реализации проекта;
2. Организация разнообразных интерактивных видов деятельности;
3.Создание ситуации успеха;
4.Систематическое информирование о результатах проделанной
работы;
5.Организация различных видов стимулирования и поощрения для
учащихся - участников проекта;
Материально – техническое обеспечение.
1.Выбор оптимальных условий и площадки (кабинета, территории учебного эколого-биологического комплекса, помещения Уголка живой природы Центра) для проведения различных мероприятий;
2.Учебно – методические ресурсы из фонда методического кабинета Центра (библиотека, игротека, аудиотека, фонотека)
3.Материалы для тематического оформления площадки и творчества членов клубов;
4.Наличие канцелярских принадлежностей;
5. Учебное оборудование, фотоаппарат, ПК;
6.Орнитологическая база Уголка живой природы Центра;
7.Полевое лабораторное оборудование;
8.Информационные материалы ОО «АПБ» по основным сезонным акциям и кампаниям (наклейки, карточки, стикеры, магниты, информационные листки, буклеты, значки, плакаты, презентации, определители)
Финансово-экономическое обоснование проекта.
Для реализации проекта необходимо приобрести :
1.Мультимедийную установку, экран для установки -10 000 000 рублей;
2.Бумагу для принтера «Снегурочка» - 80.000 рублей;
3.Папки- 100.000рублей;
4.Файлы – 40.000 рублей;
5. Научное консультирование специалистов -500.000 рублей;
6. Ресурсы сети Интернет- 100 000 рублей;
7.Материалы для обеспечения творчества учащихся, мастер-классов и досуговой деятельности (бумага, скотч, картон, карандаши, маркеры, ножницы, пластилин, клей –карандаш, клей ПВА, магниты) – 600 000 рублей;
8. Транспортные расходы по доставке участников проекта из сельских школ в г.Слуцк (Центр) – 600 000 рублей;
9.Инвентарь и полевое оборудование (бинокли, определители, сачки, лупы, компасы и т.д.) – 1 000 000 рублей;
10.Литература по внедрению интерактивных педагогических технологий в экологическую деятельность- 600 000 рублей;
11. Пополнение видового состава орнитофауны Уголка живой природы Центра - 1 000 000;
12..Призы и награды для стимулирования участников мероприятий – 1 000 000 рублей;
13.Материалы для изготовления кормушек и домиков для птиц -700 000 рублей.
Итого : 16.320 000рублей
Структура педагогического проекта:
-
Титульный лист:
-
полное название учреждения образования (вверху страницы);
-
реквизиты согласования начальника отдела образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета и утверждения руководителя учреждения образования;
-
название (тема) педагогического проекта;
-
данные о разработчике (разработчиках) проекта (фамилия, имя, отчество, место работы и должность, ученая степень и (или) ученое звание, контактные телефоны, e-mail);
-
сроки реализации педагогического проекта.
-
Концепция:
-
формулировка основной идеи, определяющей актуальность педагогического проекта;
-
обоснование целесообразности реализации педагогического проекта;
-
цель и задачи;
-
этапы реализации (соответствуют задачам);
-
положения научных теорий и теоретические разработки, выступающие основанием проектной идеи, логики и результатов ее реализации;
-
критерии и показатели эффективности реализации педагогического проекта.
-
Проектная документация:
-
программа (соответствует этапам реализации; включает: название этапов, мероприятия; средства и результаты проведения мероприятий; утверждается руководителем учреждения образования);
-
календарный план (соответствует программе; включает: название этапа; мероприятия; сроки проведения; ответственных; утверждается руководителем учреждения образования).
-
характеристика кадрового и материально-технического обеспечения;
-
финансово-экономическое обоснование проекта.