Проект 2014-2015 уч.г. "Клубная суббота"

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Воспитание

экологической активности учащихся Слуцкого района через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор»

 

 

Сроки реализации: 2014- 2015 учебный год

 

 

 

Проект составили:

Коледа Тамара Анатольевна,

директор;

Данильченко О.А.,

заведующий отделом

223610, г. Слуцк,

ул. М.Богдановича, 134-а

тел.: 8(01795) 66916;

e-mailSlutsk-ecolog@/tut.by

 

Слуцк, 2013

Концепция проекта



В 2004 году педагогами ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся» (далее Центр) было создано Слуцкое районное отделение общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны». ОО «АПБ» - эта республиканская организация, которая действует с 1998 года и работает ради сохранения разнообразия видов и экосистем в Беларуси путем присоединения населения к активной охране природы. Одной из основных задач, которые решает организация, является поощрение населения к практическим действиям по сохранению биоразнообразия, в особенности диких птиц и природных территорий, повышение экологического сознания населения.

В 2005 году обучающиеся Центра стали членами первых детских орнитологических клубов «Крылатый дозор» в Слуцком районе. Сегодня действует уже 20 таких клубов (6 – в Центре, 6 – в учреждениях образования города, 8 – в сельских учреждениях образования), и объединяют они более 500 учащихся.

Основная цель и задачи клубов – вовлечение школьников в общественно-полезную природоохранную деятельность, изучение разнообразия орнитофауны Беларуси, обмен опытом по осуществлению практической природоохранной деятельности. С 2005 года клубная работа стала частью образовательного процесса Центра. Сегодня клубы «Крылатый дозор» выступают как организационные и координационные центры природоохранных проектов, акций, интересных массовых мероприятий по основному направлению своей деятельности – орнитологии. Разработано положение о районном клубе «Крылатый дозор», у юных «дозоровцев» есть членская карточка, эмблема, значок.

За 8 лет своей работы члены клубов «Крылатый дозор» сделали немало добрых дел, провели ряд акций и мероприятий, реализовали несколько местных экологических мини-проектов. Благодаря активной природоохранной деятельности педагогов-экологов и юных орнитологов Слуцкое районное отделение в 2014 году уже в 4-ый раз подряд было отмечено дипломом 3-ей степени в республиканском конкурсе ОО «АПБ» на лучшее отделение.

Однако заниматься сегодня экологическим образованием непросто, нужны современные подходыинновационные методы и технологии. Только совместными усилиями со всеми заинтересованными можно заложить в наших детях ту экологическую культуру, которая станет основой базовой культуры современной личности. В районе накоплен немалый опыт клубной работы, которую курирует Центр. Для активизации содержания организационных форм, методов и приемов экологического воспитания, внедрения современных технологий, педагогического и социального взаимодействия в работе с орнитологическими клубами учреждений образования района у администрации Центра возникла необходимость в разработке и реализации проекта, который бы вывел клубную деятельность в Слуцком районе на новый современный уровень. В творческую группу по реализации проекта войдут все руководители детских орнитологических клубов Слуцкого района со своими воспитанниками.

Цель проекта - содействовать формированию единого клубного образовательного пространства Слуцкого района в 6-ой школьный день.

Достижение данной цели предполагается решением следующих задач:

Организационно-содержательное наполнение интерактивной эколого-биологической деятельностью шестого дня недели;

- Создание условий для позитивной деятельности детских клубных объединений;

-Увеличение процента участия самих детей и подростков в эколого-просветительном образовательном процессе;

- Реализация сотрудничества с учреждениями образования района, общественными природоохранными организациями;

- Воспитание экологической ответственности и становление активной жизненной позиции учащихся.

Участие в проекте позволит членам клубов и их руководителям поближе познакомиться с единомышленниками, освоить новые интерактивные формы экологической клубной деятельностиКлубные встречи планируется проводить на базе Центра в интерактивной форме небольшими группами (по 2-3 клуба). Таким образом, к концу реализации проекта педагоги - руководители клубов смогут на практике отработать интерактивные методики и механизмы организации и проведения запланированных экологических мероприятий (орнитологических праздников, мастер-классов, деловых игр, экскурсий, презентацийакций). Участие в проекте будет интересным и полезным тем педагогам, кого волнуют инновационные технологии и современные пути формирования экологического сознания, кто занимается клубной работай со школьниками в сфере экологии. Так, как среди руководителей клубов Слуцкого района достаточно много педагогов, которые не имеют специального биологического образования, то проект призван также помочь им овладеть современными базовыми компетенциями эколога, как руководителя детского объединения. Клубы в своей работе придерживаются календарного плана мероприятий ОО «АПБ», который носит сезонный природоохранный характер, поэтому при разработке календарного плана мероприятий проекта эта особенность учитывалась в первую очередь.

В силу того, что субботний день уже давно является неотъемлемой частью экологического образовательного пространства Слуцкого района, а участники проекта представлены 15 учреждениями образования, которые достаточно удалены друг от друга, было бы логически правильно сделать проект субботним проектом. Участники проекта в субботний день реализуют ряд интересных мероприятий, которые будут только способствовать содержательному наполнению 6-го школьного дня недели, так как работа проекта направлена на создание атмосферы, где взаимодействуют игра, фантазия и творчество юных экологов с современными педагогическими методиками. В процессе реализации проекта педагоги научат ребят дружбе и сотрудничеству, постараются сформировать нравственные понятия, ценностные ориентации и привить дружественное отношение к природе. Тем самым будут созданы предпосылки для успешной деятельности детских клубных объединений в районе. Работа по реализации проекта именно в 6-ой школьный день будет способствовать так же увеличению процента участия в воспитательном процессе самих детей и подростков через различные интерактивные формы и методы экологической работыНаш субботний экологический проект отражает взаимодействие различных образовательных структур района с экологическим Центром. Это деятельность педагогов-экологов Центра, деятельность клубов, педагогов школ района, общественных организаций и природоохранных структур, что способствует привлечению школьников к участию в активных формах экологической деятельности.

Данная модель проекта предусматривает возможности для активизирования занятости учащихся и педагогов в 6-ой день недели на основе общих клубных интересов (экологических и природоохранных), для привлечения к клубным занятиям максимального количества мотивированных учащихся с целью расширения экологического образовательного пространства Слуцкого района. Субботний клубный проект в экологическом Центре на протяжении 2014-2015 учебного года должен стать частью целостной воспитательной системы в образовательном пространстве Слуцкого района, основными аспектами которой является включение учащихся в активную общественную жизнь, осознание ими основной социальной роли человека как части природыон так же призван помочь воспитывать у ребят привычку к содержательному досугу, вовлечь их в творческую и социально-значимую экологическую деятельность. 

Проектная документация

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО

«Слуцкий ЭБЦУ»

____________ Т.А.Коледа

«___» __________ 2014 г.

печать

 

ПРОГРАММА

реализации субботнего клубного экологического проекта

«Воспитание экологической активности учащихся Слуцкого района через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор»

 

Сроки реализации: 2014-2015 учебный год

 

I этап – подготовительно-организационный

Задача: создание условий для успешной реализации субботнего клубного экологического проекта

№ п/п

Мероприятие

Форма

Результат

  1.  

Формирование творческой группы по реализации проекта

 

Мозговой штурм (или другие формы интерактивного характера)

Определение состава творческой группы.

Распределение обязанностей в группе

  1.  

Разработка субботнего клубного экологического  проекта (СКЭП)

Установочная конференция (с участием консультанта проекта и специалиста по экологическому образованию общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны )

СКЭП

  1.  

Обучение руководителей клубов интерактивным методам и приемам

Обучающий семинар-практикум, мастер-класс,

индивидуальное консультирование

Алгоритмы реализации

интерактивных экологических методов и приемов в клубной работе

  1.  

Выбор руководителями клубов - участниками творческой группы - тем индивидуальных разработок мероприятий  с использованием методов и приемов интерактивного обучения в рамках реализации проекта

 

 

 

Семинар

Темы индивидуальных разработок мероприятий с использованием методов интерактивного обучения

Форма представления результата о реализации субботнего проекта на I этапе – отчет, приложения к отчету в виде таблиц.

II этап – практико-ориентированный

Задача: реализация субботнего клубного проекта

№ п/п

Мероприятие

Форма

Результат

5.

Проведение основных мероприятий проекта с внедрением интерактивных методов и приемов

Мероприятия проекта с использованием методов интерактивного обучения (семинар, мастер-класс, экологический турнир, праздник, виртуальная экскурсия, круглый стол)

Индивидуальные разработки клубных занятий, мероприятий

6.

Диагностика затруднений руководителей клубов– участников творческой группы – по внедрению в практику клубной работы интерактивных методов и приемов

Круглый стол

Информация о затруднениях и потребностях руководителей клубов во время работы в проекте

7.

Представление индивидуального опыта реализации мероприятий проекта

Открытые мероприятия

Обогащение знаний по использованию в организации клубной работы интерактивных методов и приемов

Форма представления результата реализации педагогического проекта на II этапе

Отчет, приложения к отчету в виде сценарных разработок, описаний используемых методов и приемов интерактивного обучения, фотоотчет.

 

III этап –заключительно- презентационный

Задача: систематизация и обобщение результатов деятельности по реализации проекта, подготовка к защите проекта

№ п/п

Мероприятие

Форма

Результат

8

Анализ деятельности по реализации проекта в соответствии с целями и задачами проекта с учетом положительных и отрицательных результатов.

Научно - методическая конференция

Итоговый теоретический отчет

9.

Оформление фотоотчета по мероприятиям проекта

Вернисаж

Фотоотчет

10.

Представлениеразработок мероприятий

Семинар-практикум, выставка

Сценарные разработки мероприятий, реализуемых в рамках проекта

11.

Подготовка плана и материалов публичной защиты проекта

Семинар-практикум

Презентация проекта, приложения к отчету

12.

Оформление результатов реализации проекта

Семинар-практикум

Тематическая папка

13.

Описание опыта реализации проекта

Деловая игра

Примерный текст  

14.

Защита проекта, обмен опытом

Мероприятия районного, областного, республиканского уровней (конференции, педагогические чтения и т.д.)

Презентация проекта

Форма представления итогового результата реализации субботнего клубного экологического проекта на III этапе

Итоговый отчет с приложениями, м/м презентация, статья в СМИ, тематическая папка

  

 

 УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»

_____________ Т.А.Коледа

«___» ________ 2014 г.

печать

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

реализации субботнего клубного экологического проекта

«Воспитание экологической активности учащихся Слуцкого района через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор»

 

 

на 2014/2015 учебный год

 

1.Подготовительно-организационный этап

Задача: создание условий для успешной реализации субботнего клубного экологического проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1.  

Формирование творческой группы по реализации проекта

 

Август

2014г.

Коледа Т.А., директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», руководители клубов УО Слуцкого района

  1.  

Разработка субботнего клубного экологического проекта (СКЭП)

Сентябрь

2014г.

Творческая группа по реализации проекта

 

  1.  

Обучение руководителей клубов интерактивным методам и приемам

Сентябрь

2014г.

Творческая группа по реализации проекта

 

  1.  

Выбор руководителями клубов - участниками творческой группы - тем индивидуальных разработок мероприятий с использованием методов и приемов интерактивного обучения в рамках реализации проекта

Сентябрь

2014г.

Руководители клубов УО Слуцкого района

 

2.Практико-ориентированный этап

Задача: реализация субботнего клубного проекта

5.

 

 

 

5.1.

 

 

 

 

 

 

5.2.

 

 

 

 

 

 

 

5.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.4.

 

 

 

 

 

 

5.5.

 

 

 

 

 

 

 

5.6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.7

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

7.

Проведение основных мероприятий проекта с внедрением интерактивных методов и приемов:

-Семинар «Прощай, товарищ-птица!;

 

 

 

 

 

 

- Мастер-класс «Орнитологическая мастерская»;

 

 

 

 

 

- Экологический турнир «Зимующие птицы»;

 

 

 

 

 

 

 

 

-Акция «Птицы на кормушке»;

 

 

 

 

 

 

 

-Районный день клубов «Крылатый дозор»;

 

 

 

 

 

 

- Праздник «Птица года»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Виртуальная экскурсия «Живая весна»;

 

 

 

 

 

Диагностика затруднений руководителей клубов– участников творческой группы – по внедрению в практику клубной работы интерактивных методов и приемов;

 

Представление индивидуального опыта реализации мероприятий проекта

 

 

 

 

Октябрь, 2014г

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь, 2014г

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь, 2014г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь, 2014г

 

 

 

 

 

 

Февраль, 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

Март, 2015г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель, 2015г

 

 

 

 

 

 

По мере необходимости

 

 

 

 

 

 

1 раз в месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

Валетко Ж.А., учитель начальных классов ГУО «СШ №9 глуцка», Начина Н.В., педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»;

 

 

Вишневская Е.Н., методист ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», Журавлевич Ж.В. , учитель начальных классов ГУО «СШ №10 глуцка»;

 

Горбач Е.И, воспитатель ГПД ГУО «СШ №13 глуцка»,

Данильченко О.А. , заведующий отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»; 

 

 

 

Немкович С.В., эколог ГУО «Гацуковская СШ», Мазай Т.А., педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»;

 

 

Данильченко О.А. , заведующий отделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», руководители клубов УО Слуцкого района

 

 

 

Черноус Н.И., учитель биологии ГУО «Гимназия №1 глуцка», Прокопук Н.Н., педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»;

 

 

Коледа Т.А. директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», Пац В.В., учитель биологии ГУО «Октябрьская БШ»;

 

 

 

3.Заключительно- презентационный этап

Задача: систематизация и обобщение результатов деятельности по реализации проекта, подготовка к защите проекта

8.

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

10.

 

 

 

11.

 

 

 

12.

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

14.

Анализ деятельности по реализации проекта в соответствии с целями и задачами проекта с учетом положительных и отрицательных результатов;

 

 

Оформление фотоотчета по мероприятиям проекта;

 

 

Представление разработок мероприятий;

 

 

Подготовка плана и материалов публичной защиты проекта;

 

Оформление результатов реализации проекта

 

 

 

Описание опыта реализации проекта

 

 

 

 

Защита проекта, обмен опытом

 

 

 

 

Май , 2015г

 

 

 

 

 

 

Май, 2015г

 

 

 

Май, 2015г.

 

 

 

Май, 2015г

 

 

 

Май, 2015г

 

 

 

 

Май, 2015г

 

 

 

 

 

Май, 2015г

 

Коледа Т.А., директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», руководители клубов УО Слуцкого района

 

 

 

 

Творческие мини-группы

 

 

 

Творческие мини-группы

 

 

 

Данильченко О.А., завтделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»

 

Данильченко О.А., завтделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ Творческие мини-группы

Данильченко О.А., завтделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ Творческие мини-группы

 

 

Коледа Т.А., директор ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», Данильченко О.А., завтделом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ.

 

 

Характеристика кадрового и материально-технического обеспечения проекта

 

Кадровое обеспечение.

В реализации проекта участвуют: администрация ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» (3 человека - директор, методист, завтделом), педагоги дополнительного образования Центра – руководители клубов «Крылатый дозор» (4 человека, из которых 2 педагога имеют первую квалификационную категорию, 2 - молодые специалисты без категории), 12 учителей учреждений образования района (5 –учителей начальной школы, 6 учителей биологии, 1 учитель русского языка и литературы), воспитатель группы продленного дня учреждения образования города, эколог сельской школы, учащиеся учреждений образования района – члены клубов «Крылатый дозор» Слуцкого района в количестве 508 человек в возрасте от 8 до 14 лет.

Подбор и расстановка кадров в мини-группы осуществляется администрацией Центра по согласованию с участниками. Перед началом работы проводится установочная конференция и семинар для всех взрослых участников проекта, где формируются мини-группы и определяются интерактивные формы мероприятий. Все этапы проекта проходят на базе Центра. Педагоги - руководители клубов несут персональную ответственность за жизнь и здоровье детей – участников основного этапа проекта.

Для работы в проекте также привлекаются специалисты по экологическому образованию и орнитологи ОО «АПБ», сотрудники Слуцкой районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

 

Методическое обеспечение.

1.Наличие плана и программы проекта, планов отдельных мероприятий, которые проводятся в интерактивной форме;

2.Проведение установочных мероприятий;

3.Подбор методических материалов для организации работы по интерактивным экологическим методикам;

4.Проведение консультаций;

5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

1.Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной реализации проекта;

2. Организация разнообразных интерактивных видов деятельности;

3.Создание ситуации успеха;

4.Систематическое информирование о результатах проделанной

работы;

5.Организация различных видов стимулирования и поощрения для

учащихся - участников проекта;

 

Материально – техническое обеспечение.

1.Выбор оптимальных условий и площадки (кабинета, территории учебного эколого-биологического комплекса, помещения Уголка живой природы Центра) для проведения различных мероприятий;

2.Учебно – методические ресурсы из фонда методического кабинета Центра (библиотека, игротека, аудиотека, фонотека)

3.Материалы для тематического оформления площадки и творчества членов клубов;

4.Наличие канцелярских принадлежностей;

5. Учебное оборудование, фотоаппарат, ПК;

6.Орнитологическая база Уголка живой природы Центра;

7.Полевое лабораторное оборудование;

8.Информационные материалы ОО «АПБ» по основным сезонным акциям и кампаниям (наклейки, карточки, стикеры, магниты, информационные листки, буклеты, значки, плакаты, презентации, определители)

 

 

Финансово-экономическое обоснование проекта.

Для реализации проекта необходимо приобрести :

1.Мультимедийную установку, экран для установки -10 000 000 рублей;

2.Бумагу для принтера «Снегурочка» - 80.000 рублей;

3.Папки- 100.000рублей;

4.Файлы – 40.000 рублей;

5. Научное консультирование специалистов -500.000 рублей;

6. Ресурсы сети Интернет- 100 000 рублей;

7.Материалы для обеспечения творчества учащихся, мастер-классов и досуговой деятельности (бумага, скотч, картон, карандаши, маркеры, ножницы, пластилин, клей –карандаш, клей ПВА, магниты) – 600 000 рублей;

8. Транспортные расходы по доставке участников проекта из сельских школ в глуцк (Центр) – 600 000 рублей;

9.Инвентарь и полевое оборудование (бинокли, определители, сачки, лупы, компасы и т.д.) – 1 000 000 рублей;

10.Литература по внедрению интерактивных педагогических технологий в экологическую деятельность- 600 000 рублей;

11. Пополнение видового состава орнитофауны Уголка живой природы Центра - 1 000 000;

12..Призы и награды для стимулирования участников мероприятий – 1 000 000 рублей;

13.Материалы для изготовления кормушек и домиков для птиц -700 000 рублей.

Итого : 16.320 000рублей

  

Структура педагогического проекта:

 

  1. Титульный лист:

  • полное название учреждения образования (вверху страницы);

  • реквизиты согласования начальника отдела образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета и утверждения руководителя учреждения образования;

  • название (тема) педагогического проекта;

  • данные о разработчике (разработчиках) проекта (фамилия, имя, отчество, место работы и должность, ученая степень и (или) ученое звание, контактные телефоны, e-mail);

  • сроки реализации педагогического проекта.

  1. Концепция:

  • формулировка основной идеи, определяющей актуальность педагогического проекта;

  • обоснование целесообразности реализации педагогического проекта;

  • цель и задачи;

  • этапы реализации (соответствуют задачам);

  • положения научных теорий и теоретические разработки, выступающие основанием проектной идеи, логики и результатов ее реализации;

  • критерии и показатели эффективности реализации педагогического проекта.

  1. Проектная документация:

  • программа (соответствует этапам реализации; включает: название этапов, мероприятия; средства и результаты проведения мероприятий; утверждается руководителем учреждения образования);

  • календарный план (соответствует программе; включает: название этапа; мероприятия; сроки проведения; ответственных; утверждается руководителем учреждения образования).

  • характеристика кадрового и материально-технического обеспечения;

  • финансово-экономическое обоснование проекта.

 

«Воспитание

экологической активности учащихся

 через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор»

 

Общие данные

                     1. Государственное учреждение образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся».

                     2. Тема педагогического проекта:  «Воспитание экологической активности учащихся через интерактивные формы работы с детскими орнитологическими клубами «Крылатый дозор».

                     3.  Сроки реализации педагогического проекта: 2014- 2015 учебный год.

                     4. Руководители педагогического проекта:  Коледа Тамара Анатольевна,  

Директор,  Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности.

               5. Консультант педагогического проекта: Киселева Юлия Викторовна, методист отдела организационно-методического обеспечения туристско-краеведческой и эколого-натуралистической работы государственного учреждения «Минский областной методический центр».

               6. Количество участников (педагогов и учащихся отдельно):  педагогов – 21,  учащихся – 190.

               7. Состав участников реализации педагогического проекта: руководители и члены клубов «Крылатый дозор» Слуцкого района.

Введение

               В  2005 году учащиеся Центра  стали  членами  первых детских орнитологических клубов «Крылатый дозор» в Слуцком районе. Сегодня действует уже 20  таких клубов, которые объединяют более 500  учащихся учреждений образования Слуцкого района.

               Детские орнитологические клубы  Слуцкого района – это не разрозненные структуры,  а большая  экологическая компания, руководство которой осуществляет  ГУО «Слуцкий ЭБЦУ». Для  содержательного наполнения экологического воспитания новыми  организационными  формами, внедрения современных технологий, для педагогического  и  социального взаимодействия в работе с клубами учреждений образования района   администрацией   Центра   был разработан  проект, который  вывел клубную деятельность в Слуцком районе  на новый современный уровень. 

               В силу того,  что  участники  проекта представлены 15 учреждениями  образования района, которые  удалены друг от друга,  проект  был субботним.               Качественными критериями эффективности проекта являются:

- целостность в содержании задач   и основных  мероприятий  проекта;                    -  соответствие содержания  проекта современной   модели экологического образования;                                                                                                                       -  обоснованность выбора методов обучения  и многообразие использованных интерактивных приемов;                                                                                                   -  рациональность  сочетания коллективной и индивидуальной форм экологической деятельности учащихся;                                                                                                                             -  действенность экологических знаний, предусматривающих готовность и умение учащихся применять их   в сходных и вариативных ситуациях.    

Суть проекта

Проектная идея

                  Акцент в  современном  экологическом  образовании   сегодня должен смещаться с непосредственной передачи информации   на стимуляцию и активизацию эколого-познавательной деятельности самих учащихся.

         В основу проекта были положены  интерактивные технологии,  которые,  как нельзя  лучше,  вписываются в теорию и практику экологической клубной деятельности, при этом важны  не столько знания, сколько  формирование способностей  к экологическому самоопределению, мышлению, рефлексии, самосознанию,   к экологической самоорганизации.

         Сегодня  интерактивные методики   уже достаточно широко применяются  в  работе объединений по интересам  и клубов  учреждений дополнительного образования, но, к сожалению,  школьные педагоги, по-прежнему,   используют  при организации воспитательных мероприятий традиционные методы.  А так, как   в районе 70 % руководителей клубов  – школьные педагоги,   проект призван показать им возможности использования интерактивных форм работы для воспитания экологической активности учащихся.

           Цель педагогического проекта: содействовать формированию единого клубного образовательного пространства Слуцкого района  в 6-ой школьный день.

Задачи:

- организационно-содержательное наполнение интерактивной эколого-биологической деятельностью  шестого дня недели;

-  создание условий для позитивной деятельности детских клубных объединений;

- увеличение процента участия самих детей и подростков в эколого-просветительном образовательном  процессе;

- реализация сотрудничества с учреждениями образования района,  общественными природоохранными организациями;

- воспитание экологической ответственности и становление активной жизненной позиции учащихся.

               Условия, созданные для реализации задач  

       Проект  межведомственный.  В  реализации участвовали   кроме администрации  и педагогов  дополнительного образования – руководителей  клубов «Крылатый дозор» ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»   (7 человек)   руководители клубов учреждения образования  Слуцкого района (14 человек),  а также  учащиеся учреждений образования района – члены клубов «Крылатый дозор» в количестве   190  человек в возрасте от 8 до 14 лет.

          Для консультаций  привлекались  специалисты  общественной организации «Ахова птушак  Бацькаўшчыны» (ОО «АПБ), консультант проекта - Киселева Юлия Викторовна.

          При организации  мероприятий  прослеживался отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся,  использовались  новые  интерактивные виды деятельности. Основные требования успешного обучения в режиме интерактивных технологий были выполнены. Педагогами создавались  ситуации успеха, были  продуманы  различные виды стимулирования и поощрения для учащихся. Педагоги регулярно  информировались  о результатах проделанной работы и имели возможность обменяться опытом  по организации работы клубов «Крылатый дозор».

                  Все мероприятия проекта проходили в субботний день,  что позволило обеспечивать максимальную явку учащихся. Для  реализации проекта были выбраны  и предоставлены оптимальные условия и площадки  (кабинеты, территории  учебного эколого-биологического комплекса, помещения  Уголка живой природы Центра),  привлечено необходимое оборудование  и учебно – методические ресурсы из фонда методического кабинета Центра. Отделом образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома для реализации проекта  Центру была оказана финансовая помощь в размере 25 миллионов рублей. Информационные материалы  по основным сезонным акциям и кампаниям (наклейки, карточки, стикеры, магниты, информационные листки, буклеты, значки, плакаты, презентации, определители) были предоставлены секретариатом ОО «АПБ».

               Строго выполнялся  план и программа проекта, сценарные разработки мероприятий  проходили методическую экспертизу, педагоги были обеспечены  методическими  материалами  для организации работы по интерактивным экологическим  методикам. Для педагогов в течение всего проекта была налажена система  консультаций по использованию тех или иных интерактивных форм  в клубной работе. Разработанная система   отслеживания результатов и подведения итогов проведенного мероприятия включала творческий отчет (сценарная разработка, фотоотчет), рецензирование и  информирование общественности.

               Творческие  группы были сформированы  с учетом психологических особенностей педагогов и межведомственного характера проекта. Обучение педагогов-руководителей клубов  интерактивным  методам и приемам осуществлялось постоянно по мере необходимости,  информация о мероприятиях в рамках проекта до всех участников доводилась регулярно и своевременно. При составлении календарного плана  мероприятий организаторы придерживались календарного плана мероприятий  ОО «АПБ», который  носит сезонный  природоохранный характер.

                Реализации проекта уделялось должное внимание со стороны  отдела  образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома и администраций  учреждений  образования, где работают клубы,  а также  общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны», в рамках Устава которой созданы и действуют клубы. Организаторы проекта в свою очередь старались максимально  полно осветить деятельность в рамках проекта, для чего информация  о мероприятиях выкладывалась на сайты, публиковалась в прессе, освещалась  на   телевидении.

        Промежуточные и итоговые результаты реализации педагогического проекта  

                В результате мероприятий проекта – педагоги-руководители клубов    познакомились  с различными интерактивными формами работы в детских клубах «Крылатый дозор» (приложение) и получили возможность использовать сценарные разработки при организации  своей работы. Было проведено 7 основных мероприятий проекта: семинар «Прощай, товарищ-птица!», мастер-класс «Орнитологическая мастерская», экологический турнир «Зимующие птицы»,  акция «Птицы на кормушке», районный День клубов «Крылатый дозор», праздник «Птица года»,  виртуальная экскурсия «Живая весна».

     Итогом работы над проектом  стало создание  медиатеки  педагогического  опыта  по организации клубной экологической деятельности,  в  которую вошли сценарные разработки,  мультимедийные методические  пособия, технологические карты мастер-классов, буклеты. В рамках семинара-практикума, «Использование методов интерактивного обучения во время реализации педагогического проекта» прошла выставка фотоотчетов мероприятий проекта.

Представление опыта реализации проектов

               Учреждение образования: сообщение на педагогическом совете (протокол №1 от 29.08.2014г.,   протокол №3 от 26.02.2015г.), индивидуальное консультирование участников проекта  в течение реализации проекта, информация на сайт (сайт учреждения);

               Район: районная установочная конференция «Алгоритмы  реализации

интерактивных экологических методов и приемов  в клубной работе» (август,  2014г.), районная промежуточная  конференция по реализации проекта (с участием консультанта  проекта и специалиста по экологическому образованию общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (февраль,  2015г.),

научно - методическая конференция «Систематизация и обобщение результатов деятельности по реализации проекта» (апрель,  2015г.), семинар-практикум,  «Использование методов интерактивного обучения во время реализации педагогического проекта» с организацией выставки (май , 2015г.), информация на сайт (сайт отдела образования,  спорта и туризма Слуцкого райисполкома (дополнительное образование), публикация в СМИ (газета «Слуцкий край» от  06.11.2014г. «Дзеці– птушкам», от 27.02.2015г. «День клубов «Крылатый дозор», от 10.03.2015г. «Клубам «Крылатый дозор» -10 лет!», телевидение (Слуцк-ТВ, 04.10.2014г. семинар «Прощай, товарищ, птица!,  Слуцк-ТВ, 04.12.2014г. районная акция «Кормушка»)

               Область: областные краеведческие чтения «Формирование гражданской и экологической инициативы подрастающего поколения» (февраль,  2014 г.),

информация на сайт (сайт ГУ «Минский областной учебно-методический центр», «Крылатым дозорам» - 10 лет!»), телевидение (телеканал СТВ,  программа «Міншчына», от 27.02.2015г.)

               Республика: Семинар по стратегическому планированию

ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», 19 съезд ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Публикации в СМИ (информационный бюллетень общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», №2, 2014г. «Субботний клубный проект в Слуцком районе»).

Заключение

Участие в проекте позволило   членам клубов и их руководителям поближе познакомиться с  единомышленниками,  освоить новые интерактивные  формы экологической клубной деятельности.  Проект  был интересным  и полезным тем педагогам, кого волнуют инновационные технологии и современные пути формирования экологического сознания, кто занимается  клубной работай со школьниками в сфере экологии. Так, как среди руководителей клубов Слуцкого района достаточно много  педагогов, которые не имеют специального биологического образования, то проект помог им познакомиться с   современными базовыми компетенциями эколога.

Выводы:

1. Отмечена положительная динамика взаимодействия  руководителей  и членов  клубов «Крылатый дозор»  Слуцкого района при проведении основных мероприятий проекта;

2. Использование интерактивной  модели обучения привело к  увеличению процента участия учащихся в эколого-просветительном образовательном процессе;

3. Деятельность клубов «Крылатый дозор»   способствует воспитанию экологической ответственности и становлению активной жизненной позиции учащихся;

4. Проект показал высокий потенциал использования 6-го школьного дня  для организации и проведения мероприятий в рамках клубного движения.